О поселкеНаша жизньЖурнал "Божия Коровка"Православный ХрамЦеныКонтакты

В конце XII столетия при впадении в Волгу реки Жабни появилось небольшое поселение, а вместе с ним и монастырь, названный в честь Николая Мирликийского, покровителя мореходов и рыбаков. Кто здесь тогда жил, как жил - помнят только курганы да городища. В 1134 году князь Юрий Долгорукий основал в этом месте городок-крепость Константин (Коснятин, Кснятин). Но недолго простоял город - сожгли князья в междоусобных войнах... В 1238 году здесь пронеслись ураганом, татаро-монголы, сто лет спустя вернулись вновь, оставив за собой одни развалины.

Существует несколько версий происхождения названия города Калязин. По одной из них оно происходит от угро-финского слова "кола", то есть "рыба" (когда-то здесь селились рыбаки из угро-финских племен).

Другая версия связывает название города с именем боярина Ивана Коляги владевшего этими землями. Потеряв всю семью, он ушел в Троицкий монастырь, не позднее 1434 года основанный на левом берегу Волги преподобным Макарием. Все свои земли он отдал монастырю. "С сего времени и самая пустынь преподобного стала именоваться Колязино от имени означенного Коляги, владетеля земель поступивших в обитель его", - говорится в "Житии преподобного Макария". Вскоре монастырь стал своеобразным опорным пунктом новгородских купцов, ведших торговлю в этих местах. В 1466 году монастырь посетил тверской купец Афанасий Никитин и благословлен игуменом Макарием и святыми братьями на путешествие в Индию.

Впоследствии перед святыми мощами смиренного инока Макария не раз склоняли венценосные головы царственные особы - Иван Грозный, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, юный Петр 1. Патриарх Никон нашел в стенах монастыря укрытие от моровой язвы, свирепствовавшей в Москве. Бывала здесь Екатерина II и Александр II. Освободили его от повинностей и налогов, разрешили самому судить своих крестьян в делах мирских и духовных, закупать беспошлинно запасы для монастырского употребления.

В пору расцвета Троицкому Калязинскому монастырю принадлежало 13 сел и 200 деревень. Однако расцвет города Калязина начинается позднее, нежели расцвет Троицкого монастыря - в XVIII веке. Расположение на берегу Волги, крупнейшего водного торгового пути, способствовало развитию торговли и ремесел. В Калязине отливали пушки, изготовляли порох. Дважды в год проходили ярмарки, собиравшие купцов из Углича, Переславля, Устюга. В 1787 году была построена церковь Вознесения, ныне действующая и в настоящее время реставрируемая, в 1781-м церковь Богоявления, где сегодня располагается Историко-краеведческий музей, созданный в 1920-е годы И.Ф. Никольским (начало его коллекции положили спасенные реликвии из закрытого тогда Троицкого монастыря). Указом Екатерины II в 1775 году Калязинская слобода, расположенная в 175 верстах на северо-восток от Твери, получила статус уездного города. Здесь не обошлось без исторических курьезов. Император Павел 1, отвергая многое, созданное его матерью Екатериной II, отменил в 1796 году и указ о Калязине. Лишь в 1803 году Александром I Калязину был возвращен статус города.

Во второй половине XIX века Калязин приобретает свой современный облик, городскую планировку. В то время здесь проживало 7813 жителей, было 1190 домов, 7 церквей, мужской монастырь, набережная, 3 пристани, 33 заводика. В 1880-е был разбит городской сад, сохранившийся до настоящего времени. В 1882 году на деньги калязинского купца Ивана Охлобыстина была возведена Введенская церковь, в которой хранится частица мощей Макария Калязинского, покровителя города. ... Роковыми для Калязина, пережившего и княжескую междуусобицу, и татарское иго, и набеги поляков в Смутное время, стали 1930-е годы. При строительстве Угличской ГЭС и создании Угличского водохранилища была затоплена большая часть городской территории. Лишенный своего исторического центра (который символизирует знаменитая встающая из воды колокольня), город оказался разбит на несколько разрозненных частей...

Ушли под воду старинная часть купеческого Калязина, его жемчужина - Троицкий монастырь.Существовали планы строительства города на новом месте, но Великая Отечественная война положила им конец. В послевоенные годы провинциальный городок жил, как многие другие провинциальные города. Рождались и умирали люди, строились и разбирались дома, жизнь текла своим чередом, как и Волга, омывающая подножье Николаевской колокольни.

Информация с ресурса: http://www.kalyazin.ru

О поселкеНаша жизньЖурнал "Божия Коровка"Православный ХрамЦеныКонтакты
Вернуться к карте